Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где пострадали водитель, пешеходы, пассажиры, где был поврежден автотранспорт является экспертиза ДТП, которую граждане зачастую по разному именуют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Интересно то, что ни одно из указанных названий дорожной экспертизы не является точным и научно-обоснованным названием, но об этом позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных факторов.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза приобрела это название более 7 лет назад, подавляющее количество практикующих юристов, адвокатов, следователей, судей назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс исследования, не определяя вида экспертизы.

В результате такого абстрактного и общего обозначения требуемой экспертизы, в практике зачастую появляются ситуации, когда в офис какого-нибудь экспертного учреждения, где имеются «автоэксперты» (оценщики ущерба, оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы уголовного дела, для исполнения которых требуются знания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (полотна дороги, дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков).

Возникает нехорошая ситуация, в результате которой дело возвращается в следственные или судебные органы без должного исполнения, из-за чего сроки расследования затягиваются в следствии элементарной безграмотности участников судебного процесса.

Главные задачи и цели дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте дорожно-транспортного происшествия: состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного покрытия, обочин;

• текущее состояние дорожного покрытия в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем сложившейся ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения ДТП;

• Исследование значений параметров и коэффициентов, характеризующих передвижение транспорта и других участников на месте дорожно-транспортного происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения автомобиля и иных объектов по поверхности автомобильной дороги;

Выяснение обстоятельств, непосредственно связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия: неправильная разметка дорожного полотна, неверное расположение дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, отсутствие необходимых дорожных знаков и другие негативные условия дорожной обстановки.

Для проведения судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту необходимо предоставлять материалы гражданского, административного, уголовного дела, относящиеся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также следует знать, что для исследования необходимо полное изучение имеющегося комплекса информации о происшествии.

Скажем, в случаях, где главным фактором происшествия выступают погодные условия обязательным документом будет являться справка о погодных условиях из регионального Гидрометеоцентра в момент происшествия.